Цены на бензин. Некоторые размышления о ценообразовании бензина на рынке РФ

Известно давно, что цены на бензин в РФ стабильно растут, даже независимо от колебаний нефти.
https://drive.google.com/open?id=12c9SdLFDLgXXrj8Xhbb2Zz32hxlBzJC3
С чем это может быть связано? Почему раньше была устойчивая корреляция, а теперь стабильное повышение цен на бензин?
Collapse )

Аграрный сектор России в предреволюционный период. I часть

Решил написать этот очерк, по сельскому хозяйству до революции, как там обстояли дела и т.д. Стоит отметить, что нижеследующее изложение материала ни в коем случае не претендует на полное раскрытие темы (т. к. я старался писать достаточно кратко, иначе вышло бы много больше + я еще далеко не все знаю, поэтому это тоже играет отрицательную роль). В дальнейшем, по возможности, затронутые темы будут дополнены и расширены мною. Если есть у кого какие мысли, критика, пишите. Если вы заметили опечатку, ошибку, тоже, напишите мне


Текст состоит из следующих частей:
1. Производство (включающее данные о зерновых хлебах и еще 2 раздела: животноводство и свеклосахарное производство)
2. Экспорт (также, я тут разбираю тезис о так называемом голодном экспорте)
3. Доходы крестьян, налоговое бремя
4. Землевладение крестьян. Земельный фонд
5. Проблемы в с/х
6. Решение проблем
7. Промежуточные итоги. Выводы


Примечания, список использованной литературы тут

P.S. со временем, в тексте находятся какие-то ошибки или будет необходимо добавить какое-то уточнение. Всё это в конце текста (II часть, внизу). Помечаю красным цветом [1]
Collapse )

Вайнштейн А. Л. Из истории дореволюционной статистики животноводства

Попался интересный материал известного дореволюционного и советского статистика и экономиста А. Л. Вайнштейна. В статье он доказал, что динамика данных ЦСК МВД по поголовью скота в целом, верна (по крайней мере, с 1909 года). И таким образом, вывел численность сельхоз животных на 1914 год (ведь данные только на 1916 год есть, а они получены во время войны и из-за ее влияния на с/х поголовье снизилось в сравнении с довоенным временем). Публикую эту статью, так как ее, вполне вероятно, нет в сети. А исследование достаточно ценное и прозрачное.

Источник: Вайнштейн А.Л. Из истории дореволюционной статистики животноводства // Очерки по истории статистики СССР., М., 1960

P.S. забыл добавить. Данные по численности с/х животных высчитаны были также А. Маркевичем, но, во-первых, там без Польши, а во-вторых, А. Вайнштейн очень подробно изложил методику своих расчетов (30 страниц внизу)
Источник: А. Маркевич, М. Харрисон «Первая мировая война. гражданская война и восстановление: нац. доход России», стр. 83

Collapse )

Индекс с/х продукции России за 130 лет

В нашей, так и зарубежной историографии существует много оценок динамики роста промышленного производства российской промышленности, начиная с середины 19 века (Герчук, Сухара, Голдсмит), вплоть до революции (Кафенгауз, Варзар) и до конца 20 века (Харрисон, Nutter). Вообще, общую сводку оценок роста промышленности можно найти в современной работе Смирнова, сотрудника ВШЭ.

Но я нигде не встречал подобных оценок для сельского хозяйства, совмещенных воедино. Существуют к примеру оценки за определенный период, но чтобы за столетие, по крайней мере я не видел. И я решил составить такой вот график.

Пояснения к графику:
1. Я взял за 100 % 1913 год, от него считал рост сельского хозяйства для СССР.
2. Если взглянуть на график, то мы увидим существенное различие оценок, например между официальными (ЦСУ) и к примеру оценками Виткрофта (австралийского ученого, специалиста в этой области). На мой взгляд, причина тут в том, что советская статистика не использовала поправки 7%, 10% или 19%, предложенные учеными для поправки недоучета сельского хозяйства на 1913 год (об этом всем пишет Пол Грегори в своей известной работе). Какие факторы на это указывают:
а) животноводство, по данным сов. статистики, к 1917 году осталось таким же, как и было в 1913 году (то есть 100%). И это во время войны, когда армия выросла более чем в 4 раза. Поступление продуктов в армию выросло, соответственно это похоже на бред
б) в 1933 году индекс с/х от 1913 года составил 101%(!). Во время голода, в процессе которого погибло, по разным оценкам, от 3 до 8 млн человек, такого (101%) быть не может по определению. Это тоже еще один звоночек.
в) ученые Маркевич и Харрисон пишут в своей работе "Первая мировая, гражданская война..." (это к первому пункту), что поголовье скота сократилось к 1917 году. Также, куда меньший рост с/х дает Виткрофт для Сталинского СССР.
Возникает вопрос: хорошо, если все это так и ЦСУ не приняло поправку к 1913 году, тогда зачем советская статистика завысила данные по с/х для периода до революции (они дают 88% на 1917 год, когда как те же М&Х пишут о 79%, а Варзар оценивает в 73%? ИМХО, это сделано для того, чтобы завысить данные по росту с/х при Сталине. Ведь, если смотреть например по Грегори, средний рост с/х за 1885-1913 составил 2,9% в год, а если опираться на данные ЦСУ (без поправки), то получится 1,9% в год. А если с поправкой (10% к 1913 году), как я уже предположил, то 141% к 1940 году по данным ЦСУ превратятся в 128% от 13-го года! На мой взгляд это так + это подтверждается оценками Виткрофта.
3) для РФ взял оценки росстата и ЦСУ РСФСР. Принял 1990 год за 100%.

В целом, на этом все у меня. Конечно, это дело требует куда более детального анализа, так как в сельском хозяйстве РИ существовал сильный недоучет, а также кф вранья советской статистики неясен + нужно добавить больше оценок для позднего СССР и РФ. Но в целом, динамика с/х здесь видна, а значит, моя цель (выявить динамику) достигнута.

Источники:
1. Грегори "Экономический рост РИ", стр. 138
2. А. Маркевич, М. Харрисон "Первая мировая война. гражданская война и восстановление: нац.
доход России", стр. 69-70. Здесь есть также оценки Госплана, Громана
3. Варзар. Взял данные из: "С.В. Смирнов
ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В СССР И РОССИИ, 1861–2012" Смирнов,
стр. 73
4. ЦСУ из сборников "Народного хозяйства" за 1960, 1965, 1970, 1975, 1980, 1985, 1989 года. Росстат из Росстат. ежегодников за 1995, 200, 2005, 2010, 2016 года.
5. "The economic tranformation of the Soviet Union 1913-1945", М. Harrison, R. Davies, S. Wheatcroft, стр. 285